Преемником Канишки, повидимому, был Васишка. Надписи, сделанные в период его правления, свидетельствуют о том, что он подчинил своему влиянию Матхуру и восточную Мальву. Хувишка, который правил после Васишки, видимо, утратил власть над долиной Нижнего Инда, которая, вероятно, была занята великим сакским сатрапом Рудрадаманом. Он был покровителем буддизма и построил великолепный монастырь в Мат-хуре. Его монеты сделаны весьма искусно, и на них вычеканены изображения многочисленных греческих, иранских и индийских божеств. Надпись, открытая в Ара, в районе Пешавара, упоминает о каком-то Канишке, которого некоторые ученые отождествляют с великим Канишкой. Васудева I, правление которого, вероятно, охватывает третью четверть II века и. э., был последним значительным кушанским правителем Индии. Его надписи и монеты были найдены только в Пенджабе и Соединенных провинциях. Он, скорее всего, поклонялся Шиве. В III веке н. э. могущественная империя Канишки распалась на мелкие княжества, управляемые слабыми князьками, хронология и история которых крайне туманны. Сасанидские правители Ирана установили свой суверенитет над Бактрией, Афганистаном и Северо-Западной Индией, однако сомнительно, распространили ли они свои завоевания на собственно Пенджаб. В IV веке н. э. господство Сасанидов сменилось господством Гуптов. Влияние Самудрагупты на кушанских князей Северо-Запада было сильным. После падения империи Гуптов им пришлось вести тяжелую борьбу с гуннами, а затем с мусульманами. Индусская династия Шахи в Пенджабе, уничтожила остатки империи К ушанов в Индии к концу IX века н. э. |
|
Индийская цивилизация стала проникать в Центральную и Восточную Азию в период правления Кушанов. В этот период буддизм был введен в Китае Касьяпа Матангой (около 61—67 гг. н. э.). Распространение буддизма за пределами Индии и его большое влияние на другие народы привели к серьезным изменениям в характере этой религии. В период правления Канишки отчетливо выявляется развитие формы мака-яна в буддизме. Свободное толкование правил поведения служителей культа стало наиболее характерной чертой буддизма на втором веку его существования. Монашеству более не придавалось столь большого значения, как прежде, и новый идеал бодисаттв провозглашал, что каждый, будь он мирянин или отшельник, может совершать благочестивые дела, известные как парамитра, и таким путем в конце концов достичь буддийской просветленности. В указах Ашоки предпочтение явно отдается тому идеалу, который ранние буддисты проповедовали своим приверженцам-мирянам. «Поэтому вполне вероятно, что под эгидой Ашоки буддийские монахи изменили свою точку зрения и изобрели пути и средства для того, чтобы обеспечить и мирянам место в религии». Повидимому, именно в III или во II веке до н. э. была разработана доктрина парамитры. Новый культ пропагандировали махасангхики, которые считали, что каждый может надеяться достичь просветленности и стать бодисаттвой, если он проявит должные добродетели. Они также обожествляли Будду и тем самым дали приверженцам буддизма нечто более конкретное и вдохновляющее, чем одни только символы. Сооружение изваяний Будды и поклонение им вошло в обычай; «почитание умершего учителя превратилось в поклонение живому спасителю». Это проложило дорогу учению махаяны. Нельзя установить точно, когда произошло это важное событие, однако наиболее ранний текст по данному вопросу «Праджнапарамита» уже существовал в I веке н. э., поскольку он был переведен на китайский язык в 148 году н. э. В то время когда собрался Совет Каыишки, учение махаяны уже представляло определенную силу. Наиболее ранний из известных нам буддийских писателей, проповедовавших философию мацаяны, Нагарджуна жил, повидимо-му, в I веке н. э. Он родился в Бераре. Позднее он стал главой сангхи в Налан-де, которая затмила славу Бодх-Гайи, одного из главных центров последователей учения хинаяны (Малой колесницы). Возникнув в стране Андхра, где был центр махасангхиксв,буддмшмахаянып I веке н.э. распространился по всей Северной Индии и «достиг своего полного расцвета и славы благодаря усилиям Нагарджуны, Арьядевы, Авапги и Васубандху». |
|
Религиозные представления, естественно, нашли отражение в искусстве. В ранних буддийских скульптурах, таких, как в Санчи и Бхархуте, мы находим изысканное изображение сцен из джатак [из житий Будды] и других историй, связанных с жизнью Будды, но нигде не находим каменных изваяний самого Будды. Его присутствие отмечалось различными символами (например, отпечатками пальцев, зонтиком и т. д.). В период Кушанов скульпторы посвятили себя новой задаче—изваянию из камня изображений Будды и бодисаттв. Это новое искусство называется гапдхарским искусством, так как большинство его образцов было найдено в районе Гандхары. Иногда его называют также греко-буддийским искусством, «ибо формы греческого искусства были применены к буддийским темам». «Появляются образы Будды, похожие на Аполлона, якша Кувера(Кувера у буддистов—бог богатства, царь демонов; Якша—один из четырех хранителей центра мира, горы Меру) изображен в позе Зевса Фидия и т. д. Изображение складок одежды следует эллинистическим образцам». Здесь мы находим замечательный пример влияния, оказанного греками на индийскую культуру. Гандхарская школа в искусстве, естественно, оказала влияние на искусство Матхуры и Амаравати, двух крупных центров индийского искусства послемаурийского периода. |
|
Длительное господство различных неиндийских народов в тех или иных частях Индии, разумеется, внесло некоторые изменения в области политической теории и системы управления. Персидская система наместников-сатрапов преобладала во многих частях Индии, и чиновники, носящие греческие титулы, вроде стратегов, стали обычным явлением в Индии. Институт монархии претерпел значительные изменения. «Восторженное отношение к монархии проявляется в двух фактах—в применении пышных, почти божественных титулов к живущим монархам и в канонизации умерших правителей». В то время как крупные правители, подобно Ашоке, довольствовались простым титулом раджи, правители, которые владели меньшими по размерам территориями, чем империя Маурья, присваивали себе титул, вроде чакр авар тин?. В то время как Ашока называл себя престо Дева-нампия [возлюбленный богов], многие чужеземные правители индийских земель, возможно следуя китайским образцам, претендовали на величие дева-путры [сын бога]. Римский обычай обожествления правителей был введен Кушанами; Матхура превратилась в горо&десакул (галерею божестгенных портретов). Система двайраджья (совместное правление двух правителей), преобладавшая в Северной и Западной Индии, была греко-римского происхождения. |
|
|